Отвратительный VR
Смотреть «Аватар» мы поехали компанией в январе 2010-го года. Кинотеатр в торговом центре, билеты куплены в кассе, а не в приложении на айфоне, попкорн бессмертен — кстати, в Лас-Вегасе в попкорн кидают еще и сливочного масла, так что руки потом приходится основательно мыть. Просто вспомнилось.
Все волнуются, потому что «Аватар» это был не просто фильм, это еще и рождение чего-то абсолютно нового, это и аттракцион, это и приключение. В нашем случае — приключение второго января, все помятые после новогоднего застолья, всем хочется посмотреть уже скорей кино, мы знаем, куда двинемся дальше — нашу компанию ждет другая компания, стол, загородный дом, веселье еще на пару-тройку дней.
Идем гуськом в зал, садимся, шумим, чистим грязноватые очки — напомню, тогда 3D-только начиналось. И вот, цепляю очки, понимаю, что смотреть кино у меня не получится, потому что, во-первых, плохо вижу, во-вторых, мне просто плохо. Когда объект приближается, немного мутит. Не подаю виду, пытаюсь привыкнуть, пока идет реклама. Тогда реклама шла пару минут, а не полчаса, как сейчас. В компании большинство про очки говорит в том смысле, что черт их побери, эти 3D-очки. И сзади люди говорят те же мысли. Но «Аватар» примиряет нас с очками, с приспособлением, трущим нос, неудобным, когда только одно желание — поскорее снять эту штуку!
Знакомые мысли? Ответьте на этот вопрос честно, вам хоть когда-нибудь было удобно в очках?
Эта статья всего лишь эмоции и ничего кроме эмоций. Я просто хочу пообщаться с вами о будущем.
Отстой в 3D
Дело в том, что после «Аватара» для таких компаний как Sony, Panasonic, LG, Samsung наступило золотое время. Потому что 3D было у всех на слуху! Потому что не надо было думать (такое впечатление создается сейчас) — можно было делать ставку на 3D и забыть обо всем! Нас ждали волшебные приключения в стране 3D — ноутбуки с 3D, фотоаппараты и потребительские видеокамеры, способные снимать 3D, смартфоны, способные воспроизводить 3D. Буквально, 3D в пресс-релизах тогда можно было встретить чаще, чем сейчас что-то связанное с социальными сетями и другими актуальными штуками. Ставка на 3D! Везде 3D! Из года в год — сплошное 3D!
Факт же в том, что большинству людей на 3D было абсолютно насрать. Не знаю, как иначе можно выразить эту мысль, без крепкого словца не получается. Нет, некоторые приходили за 3D-телевизорами, покупали 3D-телевизоры и 3D-очки, пытались дома сидеть и смотреть 3D-фильмы, но чаще из этого ничего хорошего не выходило. Чтобы сидеть в очках два часа, нужна привычка. Для просмотра требовалось слишком много совпадающего по характеристикам оборудования и контента. Пользователь должен был соблюдать ряд условий. А производители, прежде чем бежать за громким трендом, должны были остановиться и подумать — это вот 3D, оно правда крутое, или это крутой «Аватар»?
Да, «Аватар» был крутой, это был аттракцион, но после этого хотелось еще годик смотреть фильмы без очков, без 3D, сходить на «Аватар» без 3D, что я и сделал. Честно, сколько у меня не было смартфонов Sony, я ни разу не сделал 3D-фото. Я не купил 3D-телевизор! И я всех отговаривал от подобной покупки.
Все дело в том, напомню вам, что это все очень неудобно, неестественно и не круто. Не так круто, как «Аватар» в кино. И производителям стоило придумать что-то другое.
Логичный конец игр с 3D — заголовки в конце января вот такого типа: «3D телевизоры все: LG и Sony прекращают выпуск ТВ с функцией 3D». Этот заголовок появился 21 января 2017-го года. Всё! Баста!
Или не всё? Или не баста?
Нет, не всё!
Почему Google Glass отстой? Потому что на носу надо носить уродские очки с экранчиком, посматривать туда и получать какую-то информацию. Да, я летом ношу солнцезащитные очки. Я их использую в машине и зимой, и весной, и осенью.
Но я ненавижу очки, хотя после долгих мук выбора нашел удобную оправу у марки Persol. Могу носить час, но на второй раз просто хочется их выбросить — и дело не в удобстве а в простом понимании, что я таскаю какую-то лишнюю штуковину на голове. Сколько таких людей? Полагаю, тысячи.
Предполагаю, учитывая опыт с очками 3D, что таких людей миллионы. Журналисты восторгались Google Glass, мол, это будущее, это инновация, это прорыв, но, вот попробуйте ответить себе на вопрос — сможете каждый день носить умные очки? Час, два, три? Готовы, что на переносице будет след? Готовы, что ваше лицо люди будут воспринимать совсем иначе — очки серьезно влияют на внешний вид и этот фактор нельзя не учитывать.
Увы или ура, но Google Glass не взлетели — да и фиг с ними, если честно. Тут сейчас происходит другое, интересное. Смотрю на виртуальную реальность. Смотрю и обычным образом, и изнутри. Смотрю на шлемы, на шлемы из картона, на шлемы из пластика, на PS VR. Да, очень интересно. Но тут в дело вступает другой нюанс. И я о нем, кстати, говорил в обзорах.
Вот взять какой-нибудь здоровый шлем виртуальной реальности — вы знаете, что в таком шлеме тошнит? Вы можете привыкнуть к одной игре, но в другой вас все равно укачает. Или, будет укачивать поначалу. Или потом. Плюс, там вам будет жарко. Плюс, в этом шлеме у некоторых особо впечатлительных наступает боязнь замкнутого пространства. Плюс, ваше тело вообще не понимает, что с ним происходит и никто пока не изучал, как VR-игры влияют на сознание — если они заставляют вас держать рядом ведро для рвоты, нужно ли такое развлечение?
По мне, так VR сейчас сродни 3D в 2010-ом году. Производители кричат об этом, потому что пока нет более толковых тенденций. В Apple ничего не делают для VR — потому что понимают, что делать тут пока нечего и каких-то толковых решений нет. В Sony продают PS VR, но мне было бы очень интересно посмотреть статистику — как шлем используют владельцы, во что играют, как долго, какие игры ждут, как себя чувствуют, привыкли или нет. Не пылится ли шлем в углу? Наверняка следующий шлем будет легче, сильнее, быстрее, выше, но это ли нужно рынку? Неужели картонная коробка с линзами — это вот достижение для 2017-го года? Когда «Аватар» уже давно остался позади?
Вообще, я поражаюсь происходящему на современном рынке. Когда только начинал заниматься гаджетами, на дворе был год 2006, заря смартфонов, расцвет Bluetooth. Тогда набор из стерео-гарнитуры Sony Ericsson HBH-DS970, смартфона Sony Ericsson P990i — это было что-то настолько космическое, настолько бесовское, настолько извращенческое, что не хватило бы и суток, чтобы рассказать человеку не в теме, почему ты отдал столько денег за эти красивые штучки. Можно было предположить, что уж через десять лет мы точно получим совершенный космос, встроенные в ладонь телефоны или гарнитуры, вшитые хирургом в барабанные перенонки!
Нет, ничего такого нет. Десять лет позади, снова рассвет Bluetooth — AirPods, BeatsX, за беспроводные наушники с шумоподавлением спасибо Bose — смартфоны стали изящней и функциональней, но пока никто ничего не вшивает.
Вместо 3D — VR. Еще одна бестолковая штука, с кучей бестолковых неудобных продуктов. И никто не знает, что с ней делать.
Что делать с VR?
А я знаю ответ. Его подсказывают создатели игры Horizon: Zero Dawn. Там есть такое устройство, Focus, носить надо на ухе, это и наушник, и проектор, и инструмент — все в одном. Подскажет, куда бить, создает виртуальные образы людей, устройств, дополненная реальность, средство связи, и носить удобно! Вот, можете посмотреть видео, как Элой находит Focus и учится использовать.
Скорее всего, все наше VR когда-нибудь как раз и превратится в Focus и вот это будет хорошо.
А пока практически весь сущестующий VR — это все пыльные телевизоры с 3D, купленные на фоне маркетинговых завываний производителей.
P.S. Иллюстрации в статье — мои фоточки разных времен, так или иначе связанные с VR и не только. Есть даже Google Glass — демонстрировал Валера Истишев, когда летали в США на презентацию HTC, но это уже совсем другая история!
P.P.S. Фото для миниатюры — японский фестиваль порно и VR, посетители, экспонаты.
СТЫД!