Европа входит в гонку строительства суперкомпьютеров мирового класса
Суперкомпьютеры являются важнейшим исследовательским инструментом для медицины, авиации, роботов и оружия, но есть только три доминирующих игрока: США, Япония и Китай. Однако в Европе объявили о планах потратить до 1,2 млрд. долларов на разработку собственной технологии. Цель состоит в том, чтобы разработать свои собственные машины exascale (которые могут делать миллиарды вычислений в секунду) к 2022-23. «Это жесткая гонка, и сегодня ЕС отстает», - сказал комиссар ЕС Андрус Ансип.
Чтобы дать вам представление о том, насколько далеко отстает Европа, Китай имеет самый быстрый суперкомпьютер в мире - Sunway TaihuLight с 93 петафлопами (93 миллиона миллиардов операций в секунду) вычислительной мощности. Нация также работает над Tianhe-3, первой в мире сверхсветовой машиной, более чем в десять раз превосходящей силу TaihuLight, и ожидает, что она будет работать к 2020 году.
Другие десятки машин расположены в Японии, США и во всем мире, а в Европе (кроме Швейцарии, которая не является частью ЕС, а «ассоциированной страной») единственным крупным европейским игроком является Atos SE, которая построила Bull Sequana. Машина, занимающая 55-е место в мировом рейтинге суперкомпьютеров, является первой фазой компьютера с 25-петафлопом, который будет использоваться Французской комиссией по альтернативной энергии и атомной энергии.
Прямо сейчас разные правительственные агентства в Европе, а также частные еврокомпании, такие как Daimler, Airbus и GlaxoSmithKline, должны арендовать суперкомпьютерное время на американских или японских машинах. Это создает риск того, что конфиденциальная личная информация, коммерческая тайна и другие данные могут быть утечены или украдены. Если возникнет спор или кризис, Европа также может потерять доступ к этим машинам.
Покупка и разработка суперкомпьютерных технологий сумасшедшая, а машины exascale, как ожидается, обойдутся в полмиллиарда долларов. Чтобы покупать и развивать их, Европа будет тратить 486 миллионов долларов, при этом баланс в 1,2 миллиарда долларов поступает от государств-членов. Она планирует сначала приобрести машины, которые могут конкурировать с нынешними топ-суперкомпьютерами, а затем развивать свои собственные машины exascale к 2023 году.