7 лет вместе с iPad
3 апреля исполнилось 7 лет со дня начала продаж планшета iPad в 2010 году. Тогда Apple переосмыслила существующие решения и выкатила новое устройство на рынок. Давайте вспомним былые времена и посмотрим, куда всё движется.
О планшетах
На презентации первого iPad в 2010 году Стив Джобс показал, что между смартфонами и ноутбуками существует свободная ниша. Её могут занять планшеты, но только в том случае, если они будут лучше ноутбуков и смартфонов в определённых областях. Тут же он и привёл примеры: почта, интернет, работа с фото, просмотр видео, прослушивание музыки, чтение книг, игры.
С тех пор Apple советовала покупать планшет, заменяя им ноутбуки и компьютеры. Когда тремя годами ранее Стив Джобс показывал iPhone, он шутил на тему стилуса, дескать он не нужен, это лишний предмет. iPad продолжил ту же простую концепцию управления, теперь эти жесты и движения знакомы, но тогда на фоне Windows-устройств творение Apple отличалось очень простым и удобным управлением, не даром же iPad так полюбили дети, а ролики с участием животных стали хитами на YouTube.
Самая дешёвая версия iPad на 16 ГБ стоила $499, а самая дорогая обходилась в $829 — у неё было 64 ГБ и 3G. Да, LTE в те годы ещё не было.
Через год появился iPad 2. Он получил новый дизайн, первый iPad так и остался «вещью в себе», не похожей на другие устройства. А вот черты iPad 2 получили продолжение в двух следующих поколениях планшета Apple. Устройство получилось куда интереснее: для общения по FaceTime добавили 2 камеры, появился редактор видео iMovie, а заодно планшет стал тоньше и легче. Во время презентации Джобс ещё и высмеял конкурентов, которые дружно взялись за выпуск планшетов, пытаясь обойти Apple.
В 2012 году Apple устроила революцию, засунув Retina-экран в iPad. О, сколько с ним было проблем. Да, изображение было потрясающего качества, но начинка планшета не справлялась с нагрузкой, мощности графической системы не хватало. Вдобавок планшет заряжался чуть ли не столько же, сколько и работал, в общем, очень странное получилось устройство. Но Apple спешила и хотела быть первой, кто выпустит на рынок планшет с невероятным (на тот момент!) дисплеем.
Недостатки устройства видели и в Apple, так что осенью того же года появился обновлённый iPad. Никогда ещё новинки не устаревали с такой скоростью, но что делать. У iPad четвёртой генерации появился разъём Lightning, он пришёл на смену старому 30-пиновому, а ещё Apple доработала начинку.
Планшет наконец-то стал работать так, как должен был с самого начала. Он стал намного быстрее, но вместе с тем тяжелее и толще. Чтобы не было проблем с автономностью, Apple запихнула в корпус больше аккумуляторов, поэтому пришлось пожертвовать размерами устройства.
Одновременно с iPad 4 появился и iPad mini. Он доказал, что маленький планшет на iOS — это замечательная вещь, iPhone тогда ещё был с 4-дюймовым экраном, до появления iPhone версии Plus оставалось 2 долгих года.
К тому же iPad mini отличался внешностью, он не был похож на другие устройства, а все новые модели, по сути, развитие того самого дизайна 2012 года. Кстати, судя по словам Джобса, идеальный планшет — устройство с экраном 9,7 дюймов, а вот меньше делать не стоит. Но через год после его смерти iPad mini всё-таки появился на свет, Apple стала играть по новым правилам.
Осенью 2013 года мир сказал «вау», когда на свет представили Apple iPad Air — тонкий и лёгкий планшет с отличным экраном. Через год «вау» было более громким — Apple совершила подвиг и показала ещё более мощный планшет в ещё более тонком корпусе, появился iPad Air 2. Это был пик успеха, потом доля Apple iPad в продажах начала падать.
Наши дни
Вопреки ожиданиям мы не увидели большую презентацию Apple в марте, её перенесут на апрель? Или вообще отложат громкие анонсы до осени? Пока что Apple ограничилась «виртуальным» обновлением линейки планшетов.
Теперь по версии Apple интересам покупателей будет отвечать «просто» iPad. По сути — это планшет с корпусом старого, первого iPad Air, но с более мощной начинкой. Цена в Америке начинается от $329 за модель с 16 ГБ памяти, в России он стоит от 24 990 рублей.
Если нужно больше мощности или хочется планшет легче и тоньше, то смотрите в сторону iPad Pro. Если нужен огромный экран — есть 12,9-дюймовый iPad Pro. Ну а iPad mini остался лишь в одной версии на 128 ГБ памяти, выбор предельно упростили, да и mini-версия не обновляется с 2015 года.
И это правильно, потому что последний год творилась неразбериха, старые модели продавались параллельно с новыми, к примеру, если не копаться в характеристиках, то и не поймёшь, чем iPad Air 2 хуже, чем iPad Pro. Начинается ещё и внутренняя конкуренция между моделями, а это ничем хорошим не заканчивается.
Если посмотреть на современные iPad, то на фоне старых моделей это просто устройства другого уровня. Долго работают, небольшие и с отличными экранами, куча софта впридачу, а также горы аксессуаров. Что ещё нужно для счастья? Судя по тому, что продажи iPad снижаются, этого недостаточно.
Почему люди всё реже покупают планшеты? Я думаю, причина простая — нет необходимости постоянно обновлять устройства. Планшет так и не превратился в устройство с уникальными возможностями, о чём говорил Джобс. Есть планшет — хорошо, нет — то же самое можно и сделать на телефоне.
Благодаря китайским производителям мы получили гору дешёвых смартфонов с 6-дюймовыми экранами за $200-300, ну и зачем платить больше. В 2010 году никто и не верил в то, что впоследствии 4 дюйма в телефоне станут совсем скромным размером, а в обиходе будут модели, сравнимые по размерам с планшетами.
Другая причина в том, что планшет так и не стал «убийцей» игровых консолей. Игр вроде бы выходит много, но если хочешь развлечений, будь добр, покупай PS4, Xbox или садись за компьютер. Вроде и мощности хватает, и разработчики довольны доходами из App Store, но революции по этой части не случилось. Почему App Store забит однотипными пиксельными игрушками, на которые без слёз не взглянешь? Где продолжение серии Kingdom Rush, за которой можно было «залипать» часами по ночам? Пока что выходят преимущественно раннеры да фермы с бесконечным донатом, но игр, ради которых стоило бы купить iPad, нет.
Несколько моих знакомых полностью перешли с MacBook на iPad и занимаются редакторской деятельностью. Пишут тексты, оформляют, верстают, обрабатывают фото, монтируют подкасты. Для этого достаточно софта и возможностей современных планшетов, но не все готовы менять свои привычки, отказываться от прошлого и адаптироваться к новому.
iPad активно используют в школах и в медицине, в банках, разрабатывают специализированный софт, он хорош в качестве средства для поглощения контента, но мало кто пробует создавать что-либо с его помощью. И не потому, что устройство на это не способно, нет, софта хватает, просто нужно переучиваться, менять привычки, а люди по своей природе консервативны. Зачем что-то менять, если и так всё работает? Заменой ноутбуков MacBook планшеты iPad так и не стали, а предложить новые, уникальные функции тоже не смогли.