Как бездонный аппетит Amazon стал корпоративным кошмаром Америки

15.03.2018 21:29 132

Как бездонный аппетит Amazon стал корпоративным кошмаром Америки

Amazon продает мыло и снимает сериалы. Поставляет компьютеры для правительства США и занимается курьерской доставкой лекарств в канун Рождества. Это третья по значимости компания на Земле, но прибыль у нее меньше, чем у небольшой авиакомпании. Bloomber рассказал, почему Amazon убивает корпоративную систему Америки. Публикуем пересказ статьи.

Амбиции и корпоративное неуважение

Инвесторы любят Amazon. 14 февраля акции компании стали дороже Microsoft — впереди остались только Apple Inc. и Alphabet Inc., но в отличие от них, Amazon нарушает все правила корпораций.

Бизнес Безоса был быстрорастущим, влиятельным и аномальным все 24 года существования. Теперь Amazon на стадии, когда он не может быть связан с несколькими областями. Безос хочет «Магазин всего» и заниматься вообще всем — от доставки продуктов, до банковского дела.

Руководители компаний из США упоминали Amazon в разговорах больше чем Трампа и почти так же часто, как налоги. Названиями одних компаний стали синонимами продуктов — Google или Xerox. Amazon тоже стал таким, но по другой причине — если в ваш бизнес пришел Amazon, то он будет раздавлен. Так появился термин Amazoned (заамазоненный).

Неудача с Amazon Fire

Это началось в 2014 году. Amazon показал смартфон Fire — самый провальный проект в истории бытовой электроники. Из-за этого у компании был самый большой квартальный убыток и позорный период. Главный финансовый директор попытался объяснить провал тем, что студенты экономят деньги не покупая, а арендуя книги у библиотек.

Инвесторы теряли терпение. В 2014 году цена Amazon упала на 20% — она стала меньше чем у Walmart Inc. (американская сеть супермаркетов — прим. ред.) или китайская Alibaba Group Holding Ltd. Через год ситуация улучшилась и цена компании выросла в 5 раз.

Как бездонный аппетит Amazon стал корпоративным кошмаром Америки

Amazon Web Services и Prime Day

В апреле 2015 года технический аналитик Бен Томпсон раскрыл потенциально-прибыльный Amazon Web Services — в 2006 году компания запустила его как эксперимент и сдавала в аренду свои сервера. Это оказалось хорошей идеей для веб-сервисов, даже для таких как Netflix.

Раскрытие AWS изменило отношение инвесторов к Amazon — все поняли, что инвестиции окупятся. В 2015 году AWS брал на себя две трети общей прибыли компании, в 2017 году эта часть выросла на 100%.

Тогда же Amazon показал Prime Day — фальшивый торговый праздник во время летнего застоя. Смысл этой распродажи в том, что покупать там могут только обладатели премиум-аккаунтов. Так Amazon заставил клиентов платить за привилегию покупать больше в этом магазине.

Половина товаров в интернет-магазине была от Amazon, а остальные — от мелких продавцов. Получился эквивалент Walmart, который смешивает свои товары кучей чужих. Независимые продавцы платят большие сборы за то, что они в этой куче находятся — Amazon забирает у них 15% от цены товара. Столько же нужно заплатить, чтобы попасть в Prime. Эти платежи принесли 32 миллиарда долларов.

На этих праздниках Amazon первый раз заработал 1 миллиард долларов за квартал. Компании понадобилось 20 лет для раскрутки, но какой эффект! Джефф Безос, основатель компании, теперь любит хвастаться довольными клиентами, которые оказались в Prime-ловушке, и рассказывает об эффективном снижении цены товаров, всё это за счет «грабежа» независимых продавцов.

Раньше прибыль компании даже по сравнению с Walmart была небольшой — тогда прибыль увеличивалась на 3% в год. В 2017 году доход компании вырос на 25% — Amazon начал расти в 3 раза быстрее.

Сейчас система Prime работает в 30 городах США, поставляет широкий ассортимент товаров, включая электронику и еду. 3 года назад владела и арендовала около 9 миллионов квадратных метров разных помещений по всему миру. Сейчас эта цифра достигла 23 миллионов.

Как бездонный аппетит Amazon стал корпоративным кошмаром Америки

Amazon дотянется до всего

В последние несколько лет Amazon начал арендовать грузовые самолеты, получил лицензию на морские перевозки и выделил миллиарды долларов на развитие интернет-торговли в Индии. Вместе с этим, Amazon купил сеть супермаркетов за 14 миллиардов долларов, а Amazon Echo стал предметом зависти для Google и Apple.

Несколько лет назад все эти потуги казались бредовыми. В итоге за несколько лет компания, занимавшаяся доставкой, выросла до невероятных размеров. Сделка с Whole Foods (сеть магазинов по продаже экологически-чистых продуктов — прим. ред.) перевернула все. Теперь конкуренты смотрят на компанию со страхом, а раньше над ней смеялись.

Многие компании боятся Amazon потому, что он может расти до бесконечности. В США более 90% всех розничных продаж приходятся на обычные магазины. Так как интернет-торговля продолжает расти, для Amazon может победить. Даже сейчас каждые 44 цента, потраченные в интернете, уходят в Amazon.

Сложно предсказать, что Amazon захочет купить еще. Например, 28 февраля компания купила Ring, производителя домашних камер наблюдения. 12 марта Bloomberg писал, что Amazon собирается объединиться с банком и предлагать кредиты мелким предприятиям США. Розничная аптека Walgreens Boots Alliance Inc. начала переговоры с Amazon о поглощении — крупнейший дистрибьютор в аптечном бизнесе.

Ни одна компания не может быть настолько успешной так долго. Компания получает только 2,7% от продажи электроники и не может обеспечить стабильных поставок за пределами США, но инвесторам плевать. Любой, кто покупает акции Amazon соглашается заплатить аванс за прибыль на следующие 180 лет. У Amazon сейчас больше внешних угроз, чем раньше — компания может просто задохнуться от собственных амбиций.

Источник