Роскомнадзор хочет блокировать любой ресурс по своему желанию
23 апреля ведомство опубликовало приказ «Об утверждении Порядка идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам». Как позже объяснили представители Роскомнадзора, указанные в тексте решения необходимы для исправления ошибок, что часто допускаются в судах. Мол, неверно указаны доменные имена, но букву закона нужно блюсти дословно.
Однако обозначенным приказом, как считают представители рабочей группы «Связь и IT» Экспертного совета при правительстве РФ, Роскомнадзор «необоснованно расширяет себе полномочия». Об этом сообщает «КоммерсантЪ». Например, ведомство может самостоятельно указывать сетевой адрес и домен, заблокированные по решению суда. Это будет проводиться в случае «выявления ошибок». Таким образом, Роскомнадзор «получает и полностью заменяет функции органов, которые должны устанавливать факт отнесения информации к запрещенной», — утверждается в заключении группы.
Рабочая группа ожидала, что ведомство подготовит приказ, где уточнит как идентифицировать сервисы VPN и прокси-серверы. Но они этого не сделали:
…это вообще не их задача: это должно быть сделано на основании решений суда, прокуратуры, обращений правообладателей и т. д., оснований хватает. А закончили тем, что, если мы что-то не найдем или найдем не то, то сами разберемся с помощью решения начальника структурного подразделения или его заместителя в течение суток.
Представитель рабочей группы «Связь и IT» в комментарии «Коммерсанту»
Рабочая группа направила своё заключение на имя Александра Жарова, главы Роскомнадзора. Далее ведомство после окончания общественного обсуждения, истёкшего 7 мая, должно скорректировать приказ с учётом всех замечаний.
РКН подчёркивает, что приказ не имеет никакого отношения к блокировке Telegram, хотя «КоммерсантЪ» считает иначе. 24 апреля они опубликовали разбор документа. Так, в нынешней редакции появилось ещё одно основание для блокировки: решение суда по делу об административном правонарушении. По мнению Ъ, это может легализовать блокировку миллионов IP-адресов, произошедшую в безуспешных попытках заблокировать мессенджер.